Диспраксия у детей: что это такое

22.07.2020 Алёна Машева Здоровье Диспраксия у детей: что это такое

Мало кто знает в нашей стране, что популярный актер, исполнивший роль Гарри Поттера, имеет неизлечимое заболевание – диспраксию. Это нарушение координации движений, которые делаются целенаправленно. Просматривая кадры фильма, тяжело представить, что у этого человека есть какие-либо проблемы, однако, как утверждает сам Дэниел, что только благодаря этому неизлечимому заболеванию он стал актером.

Что это такое?

Диспраксия – это патология, которая проявляется в детском возрасте. Ребенку достаточно сложно выполнять ежедневные действия, одеваться или даже разговаривать.

Согласно МКБ-10 – заболевание отнесено к категории расстройств развития двигательной функции, а в справочнике DSM-IV патология занесена в отдел расстройств развития координации.

Проще говоря, ученые под термином «диспраксия» понимают расстройство в работе головного мозга, при котором пациенту тяжело запланировать свои движения.

При этом ребенок все понимает, что происходит вокруг, что ему следует сделать, но спланировать и повторить движения ему достаточно сложно.

Несмотря на высокий уровень развития медицинской области, данный вид патологии вызывает множество споров, как в части причин ее появления, так и в части лечения.

Диспраксия у детей: что это такое

Основные проявления

Патологию обнаруживают у 3-6 % всех детей. Она может проявляться в той или иной мере. Болезнь присуща больше мальчикам, чем девочкам.

Многие малыши бывают неуклюжими, но диспраксия – это то заболевание, которое остается на всю жизнь.

Самые яркие и часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается ребенок:

  1. Нарушения артикуляционной функции, часто сопровождается дыхательной дисфункцией. Малышу тяжело скоординировать работу речевых мышц.
  2. Проблемы при удержании ручки или карандаша. Такие детки долго осваивают навыки письма, рисования. Даже научившись писать, делают это очень медленно.
  3. Проблемы с чтением. Ребенку тяжело концентрироваться на одной строке и следить взглядом по ней.
  4. Проблемы с выполнением самых обычных задач: ходьба, бег, удержание равновесия. Также ребенку тяжело запомнить, а тем более позднее воспроизвести последовательные движения, тяжело поддаются игры высокой сложности.

Симптомы в зависимости от возраста

Несмотря на слабую изученность проблемы, все же заподозрить патологию можно даже на бытовом уровне.

В раннем возрасте (от 0 до 1 года), патология может проявляться в виде нарушения сна и сосательной функции. Малыш может не уметь направить свой взгляд в одну точку, а тем более удержать его. Могут наблюдаться расстройства захватной функции, раздражительность и частый плач.

В данном случае диспраксия – это нарушение в двигательном развитии, проявляющееся тем, что малыш с трудом сидит и ползает, практически не проявляет интерес к играм, не выражает свое настроение жестами и словесными сигналами.

Диспраксия у детей: что это такое

Дошкольный период

Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой:

  • пониженная концентрация внимания;
  • повышенная физическая активность;
  • проблемы с засыпанием;
  • неумение самостоятельно питаться;
  • нескоординированная походка.
  • В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой.

    Школьный возраст

    Диспраксия у детей от 6 лет вызывает проблемы с освоением школьной программы, тяжелее всего поддается математика. Ярко выраженная дисграфия и вообще сложности с обучением.

    Диспраксия у детей: что это такое

    Почему это происходит?

    Чаще всего заболевание диагностируется у детей с 5 до 11 лет. Есть огромные сложности с постановкой диагноза, так как симптоматика диспраксии пересекается со многими заболеваниями.

    Относительно реальных причин развития заболевания существует множество гипотез, но единого мнения среди медиков не существует.

    Одной из определяющих причин развития патологии считается наследственность. Естественно, если хотя бы у одного родителя есть какое-либо заболевание, то ребенок однозначно находится в группе риска.

    По другой теории, болезнь является генетическим нарушением. Предполагается, что это связано с мутацией гена FOXP2, который играет решающую роль в развитии вербальных навыков. К примеру, подобное нарушение свойственно лицам с диагностированным аутизмом, у которых также наблюдаются проблемы с вербальной функцией.

    Другие ученые предполагают, что моторная диспраксия и другие виды заболевания могут быть следствием микротравм головного мозга, которые возникают на фоне аноксии плода, то есть появляются в период вынашивания. Тем более, что уже давно замечено, что детки, которые недоношенные или наоборот, переношены, чаще страдают данным видом патологии.

    Помимо всех этих факторов, установлена взаимосвязь между диспраксией и синдромом Дауна, Аспергера и аутизмом. Болезнь часто возникает на фоне черепно-мозговой травмы и при наличии ряда неврологических проблем.

    Виды в зависимости от причин

    На сегодняшний день выделяют несколько видов диспраксии, в частности в зависимости от причин возникновения:

    1. Первичная. Четко установить в данном случае, почему появилась болезнь практически невозможно, так как она не является следствием какого-либо заболевания или травмы.
    2. Вторичная, то есть развитие заболевания связано напрямую с другой патологией.

    Диспраксия у детей: что это такое

    Виды в зависимости от типа действия

    По другой классификации, патологию разделяют по типам в зависимости от типа действия.

    Вербальная или артикуляционная диспраксия, то есть проблемы с правильным расставлением слов, построением фраз. Нередко ребенок не в состоянии четко выразить свою мысль. Часто данный тип сопровождается проблемами с выполнением движений и речевым аппаратом.

    Моторный тип патологии характеризуется нарушением двигательной функции. Проявляться может не только в виде шаткой походки, могут быть проблемы с хватанием предметов и с выполнением других ежедневных задач.

    Офтальмологическая или глазодвигательная патология. В данном случае наблюдается проблема с контролем движения глаз. Часто, чтобы прочесть предложение, ребенку необходимо двигать всей головой или он вообще не в состоянии сосредоточиться и быстро прочесть что-либо.

    Классификация патологии по конкретным двигательным нарушениям

    В данной классификации присутствует:

    1. Кинетическая диспраксия. Патология характеризуется замедленными движениями, то есть невозможность выполнять практически любые движения в быстром темпе.
    2. Идеативная. Больной имеет трудности с осмысливанием и дальнейшей реализацией действий.
    3. Деамбулаторная. Ребенок с таким видом диспраксии неспособен чередовать ходьбу и бег, либо другие предложенные движения.
    4. Выразительный тип характеризуется практически полным неумением выразить свои эмоции мимикой. Ребенок не соотносит мимику со своим эмоциональным состоянием.
    5. Конструктивная. Больной не воспринимает окружающий мир адекватно, ни в трехмерном, ни в двухмерном измерении.
    6. Одевательная дисфункция, как понятно из названия связана с процессом надевания. Ребенок может путать последовательность процесса надевания, к примеру, сначала обуться, а только потом надеть нижнее белье.

    Как определить?

    Огромная роль диспраксии в возникновении моторной дисграфии, что в дальнейшем будет только усложнять во взрослом возрасте. В свете этого, очень важно, как можно раньше идентифицировать заболевание, ведь его достаточно просто спутать с другой патологией.

    Родители могут заподозрить, что появились проблемы дома. К примеру, наблюдая, как одевается и раздевается малыш. Если правильный порядок постоянно нарушается, то лучше обратиться к врачу. Ребенка можно попросить поиграть с головоломкой, где требуется соединить пазы. Также можно заметить, что есть проблемы, если идущего ребенка попросить тут же побежать, но он не может сразу перестроиться.

    При малейшем подозрении следует обратиться к врачу. Это может быть педиатр, офтальмолог или логопед.

    Диспраксия у детей: что это такое

    Лечебные мероприятия

    На сегодняшний день не существует методики лечения, которая позволила бы полностью избавиться от диспраксии. Необходимо быть готовым, что ребенок с данным видом патологии будет иметь определенные трудности во взрослой жизни.

    Несмотря на это, существуют определенные методики, которые позволят упростить ребенку и взрослому социализацию в обществе.

    В частности, двигательный тип патологии корректируется при помощи так называемого метода «Третьего лица». Упражнения позволяют научить малыша совмещать собственные движения с сигналами, поступающими из окружающего мира. Одновременно удается улучшить восприятие времени и пространства.

    Упражнения под названием «Тело и я» позволяют развить чувство собственного тела. Ребенок учится контролировать собственное дыхание и конечности – верхние и нижние.

    Помимо этого, рекомендуется ввести в режим дополнительные занятия, которые улучшат состояние. К примеру, плавание, которое позволяет улучшить координацию. Потребуется постоянный контроль за осанкой и походкой, за движением глаз.

    Коррекция диспраксии двигательного типа предполагает трудотерапию. В данном случае ребенок учится четко выполнять повседневные функции, что позволит максимально социализироваться в окружающей среде.

    Диспраксия у детей: что это такое

    Лечение вербального типа патологии

    Именно этот тип встречается чаще всего у детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенку было проще жить, обратиться вовремя к логопеду. Диспраксия – это в данном случае невозможность четко выразить свои мысли и правильно образовывать звуки.

    В зависимости от оценки проблемы, выбирается одна из двух стратегий реабилитации:

    1. «Перевоспитание» фонетики. В данном случае врач помогает улучшить качество звуков и их количество.
    2. Корректировка двигательной функции лица с издаваемыми звуками. В данном случае проводится тренировка мышц лица, чтобы в дальнейшем ребенок смог запомнить движения и использовать их в контексте собственной речи.
    Читайте также:  Акридерм от герпеса на губах: как применять, побочные эффекты

    Диспраксия у детей: что это такое

    Диспраксия у взрослого населения

    На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента.

    Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом.

    Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет.

    Профилактика

    Несмотря на стремительное развитие медицины, никто не придумал профилактические мероприятия и вакцины от диспраксии. Самое главное, при малейшем подозрении на то, что со здоровьем малыша что-то не так, — срочно обратиться к врачу, так как лечение данного вида патологии достаточно длительное.

    Источник: fb.ru

    Диспраксия: симптомы, причины, виды. Коррекция речи детей с вербальной диспраксией

    Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

    Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

    Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

    Виды диспраксии

    Классификация болезни зависит от типа действий, которые сложно выполнять ребенку. Чаще всего встречаются следующие виды диспраксии:

    Вербальная или артикуляционная

    Характеризуется затруднениями в звукопроизношении с точки зрения физиологии. Ребенку сложно воспроизводить фразы в правильном порядке, формировать предложение для выражения мысли.

    Моторная

    Основные симптомы – это сложность в выполнении движений. Ребенку тяжело самостоятельно одеваться, принимать пищу, ходить, писать, завязывать шнурки и т.д.

    Офтальмологическая

    Уменьшена способность следить за движениями глаз. Проявляется чаще в школьном возрасте, при подготовке к обучению. Дошкольнику тяжело следить за строчкой при чтении только глазами, он обязательно двигает при этом головой.

    Проявляется при быстром движении. Например, ходьбе, прыжках, беге.

    Выразительная

    Ребенок не в состоянии выразить эмоции через мимику. Движения мышц лица часто не соответствуют психологической обстановке. Например, вместо улыбки возникает выражение гнева, страха и т.д.

    Идеативная

    Нарушается способность действовать в стандартных, ежедневных ситуациях. Ребенок не соотносит варианты решений сложившейся обстановке, не может применить их на практике.

    • Конструктивная
    • Характеризуется потерей в пространстве, больной воспринимает его неадекватно.
    • Деамбулаторная

    Ребенок не может по команде перестроиться с бега на медленную ходьбу и наоборот. Возникают трудности при смене вида движения.

    Кинестетическая

    Связана с нарушениями артикуляционного уклада, выполнением мелких движений руками. Например, застегивание пуговиц.

    Симптомы

    Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

    • Нарушения осанки
    • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
    • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
    • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
    • Изменения сна
    • Излишняя раздражительность
    • Трудности с равновесием
    • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
    • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
    • Путаница сторон
    • Дисграфия
    • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

    Причины

    Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью:

    • Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде
    • Мутации
    • Недоношенность
    • Наследственность.

    Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.

    Диагностика

    Скрининг диспраксии проводят психиатры, неврологи, офтальмологи, логопеды. Тесты и задания для оценки степени развития болезни и уточнения ее вида избираются лечащим врачом, родителями.

    Для начальной диагностики чаще используют следующие общие тесты:

    1. Ребенка просят раздеться – одеться.
    2. Нарисовать простой предмет, животное.
    3. Ходить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д.
    4. Дотронуться до уха слева-справа попеременно по команде.
    5. Проследить за предметов глазами.
    6. Собеседование с доктором для выявления сформированности речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
    7. Перекрещивание ног по образцу, команде.
    8. Собрать пазл, выполнить задания головоломки.
    9. Вырезание несложной фигуры ножницами.

    Стабильные затруднения при выполнении нескольких диагностических тестов может стать причиной постановки диагноза “диспраксия”.

    Далее собирается анамнез жизни, пациент направляется на подробную диагностику к узким специалистам.

    Особенности речи детей с вербальной диспраксией

    Поговорим артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

    При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

    • искажение фонетических характеристик звуков;
    • замены фонем;
    • отсутствие автоматизации звуков;
    • пропуски согласных и гласных звуков;
    • перестановки слогов;
    • смешение освоенных фонем;
    • лексико-грамматические нарушения;
    • сложность в построении фраз, предложений.

    Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

    Отличия от дизартрии

    Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

    • Ребенок ищет артикуляционную позу
    • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
    • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

    Отличия от моторной алалии

    Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

    • богатый словарный запас;
    • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
    • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
    • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

    Лечение и коррекция

    Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

    Коррекция двигательных функций

    На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

    1. Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите по направо-налево
    2. Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
    3. Копирование рисунков
    4. Плавание
    5. ЛФК
    6. МассажС помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
    7. Музыкальное сопровождение на физкультуре
    8. Шитье
    9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
    10. Трудотерапия

    Коррекция вербальной диспракции

    Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

    Используются следующие упражнения и методы:

    • Перевоспитание фонетики.Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.
    • Увеличение запасов фонем, слов.Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.
    • Контроль за мимикой.Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

    Диагностируя вид диспраксии, узкие специалисты индивидуально подбирают систему реабилитации для ребенка школьного и дошкольного возраста. При систематических занятиях прогноз всегда остается положительным.

    Лирическое отступление с практическим смыслом

    Вот его нехитрая фабула: на берегу речки, в которой плывет большой красно-синий резиновый мяч, рыдает маленькая Таня.

    Отчего она столь безутешна? Ей жаль мяча? Нет, она в ужасе от самой себя.

    А теперь время «заглянуть за кулисы». Ибо детский стишок умалчивает о многом.

    О тощей нервной танинной матери с трясущимися руками, которая перебивается шитьем на дому. Потому что для нее выйти на службу означает потерять дом. Она вынуждена быть его сторожем, ибо муж, хоть и работает, пропивает и зарплату, и вещи из дома.

    От него, алкоголика, Таня и родилась. И хотя условием рождения ребенка было категорическое требование к будущему отцу «завязать», его очарование «зеленым змием» оказалось сильнее.

    В результате, после девяти месяцев непрерывных слез матери Таня родилась, чтобы вырасти слабой и робкой девочкой в доме, где царит едва прикрытая приличием нищета, и где вопрос: что купить девочке на день рождения, вызывает панику.

    Куклу? Дорого. Платье? Тем более.

    И вот куплен большой нарядный, но дешевый резиной мяч. А теперь Тане страшно домой, где мать в очередной раз замахнется на нее полотенцем и назовет «безрукой».

    Ибо именно Таня не смогла поймать брошенный ей детьми в игре столь «дорогой» мяч.

    «Безрукая», «безногая», «ноги – как руки, а руки – как грабли». Эти и еще великое множество подобных дразнилок часто слышат в свой адрес дети, страдающие диспраксией (синдромом неуклюжего ребенка) – от детей нормальных.

    Читайте также:  Чешутся бока и живот у мужчины или ребенка

    Почему ноги – как руки? Они постоянно за все цепляются. А руки подобны граблям, которыми можно чертить землю, но нельзя ни ловко и крепко ухватить, ни поймать подброшенное в воздух, ни совершить сколь-нибудь тонкое действие.

    Сказать, что у ребенка руки и ноги не действуют совсем, нельзя – они просто «не слушаются». По разным причинам.

    По причинам, огорчающим до невозможности…

    Включая причины прошлого:

    • патологическую, часто алкогольную наследственность;
    • состояние психики будущей матери, которая подвергается регулярным стрессам, приводящим к гипоксии мозга плода, а затем к рождению младенца раньше срока – на 31-36 неделе, либо позже него – на 41-42 неделе.

    А также по причинам во времени настоящем. В виде напряженности психологической обстановки, окружающей растущего ребенка в семье и социуме.

    Основными из которых стали:

    • прессинг родительского недовольства;
    • поддразнивание сверстников, часто всего лишь ищущих «повода поржать».

    Поскольку страдающий диспраксией ребенок умственно отсталым не является, отсутствие видимого результата от прилагаемых телом усилий вызывает в нем глубокое до отчаяния огорчение собственной неловкостью.

    Видимых им выходов из ситуации всего два: либо уединиться там, где тебя никто не найдет (в том числе, в аутизме, что и случается лет в 5-6, когда зависимость от родителей полная), либо же в отчаянии, широко раскрывая глаза, бросаться на обидчика.

    У такого ребенка возникает желание мчаться туда, где опасно – но есть надежда стать «как все». Где можно изменить свой статус, заслужив славу «прущего напролом» бузотера-бунтаря-одиночки.

    Самый частый финал — дети становятся любимцами публики и опекаемыми окружением забавными увальнями и хамоватыми клоунами.

    Но это – позже, лет в 9-11.

    Разновидности и проявления в зависимости от возраста

    В детском саду основным признаком диспраксии является невозможность автоматической деятельности:

    • вербальной (речевой, оральной) – с расстановкой в должном порядке слов во фразе или при необходимости иной словесной обработки;
    • моторной (двигательной) – при действиях с вещами.

    Также такой ребенок характерен:

    • постоянными падениями без причины;
    • разведением «свинства» во время еды;
    • частой потерей вещей;
    • замешательством в порядке действий;
    • затруднениями с пересказом увиденного и с пониманием конструкции вещей;
    • путаницей с левым и правым ботинком;
    • быстрой потерей нити беседы, неспособностью выполнить одновременно сразу два требования воспитателя.

    В начальных классах присоединяются признаки диспраксии офтальмологической, или глазодвигательной – неспособности к устойчивому подчинению воле направления взгляда и движений глаз. Вместо того, чтобы следовать за текстом при чтении глазами, ребенок «челночит» головой влево-вправо.

    При всем своем обилии симптомы двигательных расстройств у детей сводятся всего к нескольким видам диспраксии:

    • кинетическая с невозможностью контроля движений, требующих быстрого темпа (при беге, прыжках);
    • кинестетическая — каждодневный поиск артикуляционного уклада;
    • идеативная с неспособностью, как к осмыслению действия перед практическим его совершением, так и затруднениями, испытываемыми при его выполнении;
    • выразительная с невозможностью выразить мимикой переживаемые эмоции;
    • деамбулаторная с неспособностью изменить ритм и способ передвижения (с ходьбы на пятках на ходьбу на носках);
    • конструктивная с трудностью рассчитать движение, исходя из трехмерности пространства (воспринимаемого как двухмерное).

    Школьники с диспраксией отличаются затруднениями с письмом разборчивым и четким, с обучением чтению. Они устают быстрее одноклассников, хотя задания выполняют медленнее их.

    1. При выполнении движений часто испытывают страх не справиться с «заплетающимися» руками и ногами, особенно в играх и танцах.
    2. Любая критика со стороны вызывает у них отчаяние и уныние, снижая и без того низкую самооценку.
    3. На перемене они одиноко стоят у окна, держась подальше от насмешек сверстников, которые способны довести страдающих диспраксией как до агрессии, так и до депрессии и пропуска занятий.
    4. При сочетании патологии с синдромом Дауна либо Аспергера, с аутизмом либо ДЦП, речи об обучении в социуме не возникает вообще.

    Как ведут себя дети, страдающие диспраксией?

    Над неловкостью и неуклюжестью детей могут смеяться сверстники, и, если диспраксия не выявлена, а просто принимается за недостаток физического развития, эти дети не могут достичь развития своего потенциала.

    Они могут быть пассивными и отказываться от участия в подвижных играх; расстроенными, потому что им трудно даются новые навыки; пугливыми, застенчивыми, тревожными, упрямыми, нежелающими вступать в контакт.

    Дети, страдающие диспраксией, обладают повышенной утомляемостью, потому что применяют большие усилия для выполнения повседневных задач.

    Как можно помочь своему ребенку?

    • Поощряйте ребенка заниматься тем, что помогает ему приобрести нужные навыки.• Выбирайте такие занятия, которые нравятся вашему ребенку, постепенно усложняйте задания.• Ставьте перед ним ясные цели и объясняйте, как их достичь.• Выполняйте определенные действия и предлагайте ребенку повторить их.

    • Не заставляйте его выполнять конкретные задания, лучше спросите, что бы он хотел сделать сам.• Чаще общайтесь с воспитателем своего ребенка.• Хвалите его за любые попытки, которые он предпринимает, независимо от результата.• Фиксируйте его внимание на выполненных делах, не напоминайте о неудачах.

    • Всегда соблюдайте режим дня.

    • Давайте ребенку достаточно времени для завершения его работы и будьте терпеливы.

    Апраксия у детей – лечение, симптомы, диагностика

    Диспраксия — нарушения двигательной активности, в первую очередь ее координации у детей. Ребенок испытывает трудность с выполнением простых действий и часто ошибается. Нарушения сопровождаются эмоциональными переживаниями и чувством тревожности. Может диагностироваться у взрослых.

    Для постановки диагноза необходима консультация невролога, который отмечает неуклюжесть движений при нормальном мышечном тонусе.

    Лечение основывается на использовании лекарственных препаратов, улучшающих функцию нервной системы, и немедикаментозных подходах: кинезиотерапия, методы неинвазивной стимуляции, коррекционные упражнения и др.

    Что такое диспраксия?

    Диспраксия — это неврологическое расстройство, которое влияет на способность человека планировать и обрабатывать двигательные задачи.

    У лиц с диспраксией часто возникают языковые проблемы, а иногда и степень сложности мышления и восприятия. Диспраксия, однако, не влияет на интеллект человека, хотя это может вызвать проблемы с обучением у детей.

    Развивающая диспраксия — это незрелость организации движения. Мозг не обрабатывает информацию таким образом, чтобы обеспечить полную передачу нейронных сообщений.

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикание

    Человеку с диспраксией трудно планировать, что делать, и как это сделать.

    Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (NINDS) описывает людей с диспраксией как «не синхронизированные» с окружающей средой.

    Эксперты говорят, что около 10 процентов людей имеют некоторую степень диспраксии, в то время как приблизительно 2 процента имеют это серьезно. Четыре из каждых пяти детей с явной диспраксией — это мальчики, хотя есть некоторые дебаты относительно того, может ли диспраксия быть недоразвитым у девочек.

    По данным Национальной службы здравоохранения Великобритании, у многих детей с диспраксией также наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

    Профилактика

    Уникальных профилактических мер не существует. Апраксия у ребенка не приговор, а лишь сигнал к активным действиям. Чтобы свести риск ее возникновения к нулю, достаточно:

    • гулять с малышкой ежедневно не менее двух часов;
    • отводить на сон минимум 8 часов;
    • заниматься физическими упражнениями;
    • кормить продуктами с большим содержанием клетчатки (фрукты, зелень, овощи);
    • исключить из рациона жареную, консервированную и острую пищу;
    • регулярно проходить диагностику.

    Как только у вас возникли подозрения на нервные расстройства у вашего ребенка или нарушения в воспроизведении действий, записывайтесь к неврологу. Лучших кандидатов вы можете выбрать на сайте самостоятельно или звоните в справочную службу (услуга бесплатная).

    Диагностика диспраксии

    Диагноз диспраксии может быть сделан клиническим психологом, педагогическим психологом, педиатром или профессиональным психотерапевтом. Любой родитель, который подозревает их ребенка, может иметь диспраксию, должен обратиться к врачу.

    При проведении оценки потребуются детали, касающиеся истории развития ребенка, умственных способностей, а также валовых и мелких моторных навыков:

    • Валовые двигательные навыки — насколько хорошо ребенок использует большие мышцы, которые координируют движение тела, включая прыжки, метание, ходьбу, бег и поддержание равновесия.
    • Тонкие моторные навыки — насколько хорошо ребенок может использовать меньшие мышцы, в том числе завязывать шнурки, делать пуговицы, вырезать фигуры с помощью ножниц и писать.

    Оценщик должен будет знать, когда и как были достигнуты этапы развития, такие как ходьба, ползание и разговор. Ребенок будет оцениваться как баланс, чувствительность прикосновений и вариации при ходьбе.

    Применение логопедического артикуляционного массажа в лечении апраксии

    Для активации работы артикуляционного аппарата и исправления нарушений его функционирования проводят различные виды логопедического массажа.

    • Массаж артикуляционной мускулатуры может быть направлен на расслабление мышц – при повышенном мышечном тонусе, либо на их укрепление – при пониженном тонусе.
    • Расслабление мышц шеи происходит посредством проведения пассивных движений головы.
    • Мышцы рта расслабляются при помощи поглаживания и похлопывания мышц лица, губ, шеи, языка. Движения обязательно должны быть легкими, спокойными, не растягивающими кожные покровы.
    Читайте также:  Тейпирование при остеохондрозе избавит от боли в шее

    Укрепление мышц лицевой мускулатуры происходит при помощи выполнения движений вибрации, пощипывания, поглаживания, легкого постукивания. Причем постепенно сила воздействия увеличивается.

    Вибрация проводится как ручным способом, так и аппаратным. Используются специальные массажеры – вибраторы, которые передают ускоренные колебательные движения разной силы и приводят к мышечным сокращениям. Упругость мышц и тканей повышается.

    Дисперсия у детей

    Дисперсия может варьироваться в зависимости от возраста. Имея это в виду, мы будем рассматривать каждый возраст индивидуально. Не каждый человек будет иметь все симптомы, описанные ниже:

    Очень раннее детство

    Ребенок может занять больше времени, чем другие дети:

    • Сидеть.
    • Сканирование — Фонд Диспраксии говорит, что многие из них никогда не проходят стадию ползания.
    • Ходить.
    • Говорите — по данным Детской больницы в Уэстмиде, Австралия, ребенок может быть медленнее отвечать на вопросы, затруднять звуки или повторять последовательности звуков или слов; они также могут испытывать трудности с поддержанием нормальных интонационных моделей, имеют очень ограниченный автоматический словарь, говорят медленнее, чем другие дети, и используют меньше слов с большим количеством пауз.
    • Stand.
    • Станьте горшком обученным (выходите из подгузников).
    • Создайте словарь.

    Ранее детство

    В дальнейшем могут возникнуть следующие трудности:

    • Проблемы, выполняющие тонкие движения, такие как привязка шнурков, набор кнопок и молний, ​​использование столовых приборов и почерка.
    • Многим будет сложно одеваться.
    • Проблемы, связанные с движением игровых площадок, такими как прыжки, игра в хмеле, выбивание мяча, пение мяча, прыжки и пропуски.
    • Проблемы с перемещением в классе, такие как использование ножниц, раскраска, рисование, игра в головоломки.
    • Проблемы обработки мысли.
    • Трудности с концентрацией. Детям с диспраксией обычно трудно сосредоточиться на одной вещи надолго.
    • Ребенок усерднее, чем другие дети, присоединиться к игровым площадкам.
    • Ребенок будет беспокоиться больше, чем другие дети.
    • Некоторым трудно подняться и спуститься по лестнице.
    • Более высокая тенденция биться по вещам, падать и бросать вещи.
    • Трудность в изучении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенок с диспраксией занимает больше времени. Поощрение и практика чрезвычайно помогают.
    • Написание историй может быть намного сложнее для ребенка с диспраксией, а также может копировать с доски.

    В дошкольном возрасте также распространены следующие:

    • Находит это трудно поддерживать друзей.
    • Поведение, когда в компании других может показаться необычным.
    • Hesitates в большинстве действий, кажется медленным.
    • Не держит карандаш с хорошим сцеплением.
    • Такие понятия, как in, out, to the front, трудно обрабатывать автоматически.

    Позднее в детстве

    • Многие из перечисленных выше проблем не улучшают или только немного улучшают.
    • Пытается избежать занятий спортом.
    • Хорошо учится на индивидуальной основе, но нигде рядом с классом с другими детьми.
    • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая нерелевантные стимулы автоматически)
    • Математика и письмо сложны.
    • Тратит много времени на то, чтобы писать.
    • Не следует инструкциям.
    • Не запоминает инструкции.
    • Плохо организовано.

    Виды апраксий и особенности поражений

    Существуют также менее известные научные труды, посвящённые изучению патологии произвольных движений и действий. Американский психофизиолог Дж. Нельсен выделил следующие виды апраксий:

    • апраксия ходьбы,
    • подражательная апраксия,
    • аграфия-апраксия.

    Апраксия ходьбы характеризуется изменением походки человека, шаги становятся частыми и прерывистыми, шаркающими. Часто данную патологию ходьбы сравнивают с паркинсонической походкой из-за частого перебирания конечностями.

    Нарушения подражательных движений проявляются в неспособности повторить за кем-либо действие.

    При левосторонних поражениях головного мозга может наблюдаться аграфия-апраксия, при которой больной не может правильно написать буквы, при этом зная, как они выглядят.

    Учёный Г. Хейкен уделил внимание классификации нарушений, связанных с поражённым участком или органом. Рассмотрим данную типологию патологий произвольных движений и действий:

    • апраксия речи,
    • апраксия туловища.

    Апраксия речи проявляется в виде нарушения движений языка и губ, что приводит к речевым мутизмам. Мозговые нарушений локализуются в лобных отделах, заболевание зачастую протекает с моторной афазией.

    Особенности протекания нарушений произвольных движений и действий во многом зависит от поражённого полушария.

    Так, если при афферентной апраксии пораженным является левое полушарие, кинестетические нарушения распространяются на обе руки.

    Патология произвольных движений может распространяться как на всё тело, так и на его определённую часть. Специфика нарушений психических функций напрямую зависит от локализации патологического процесса.

    Диспраксия у взрослых

    У взрослых симптомы включают:

    • Плохая поза и усталость.
    • Проблемы с выполнением обычных обязанностей.
    • Менее тщательный контроль — писать и рисовать сложно.
    • Трудность координации обеих сторон тела.
    • Непонятная речь, часто порядок слов может быть запутан.
    • Неловкое движение и склонность к поездке.
    • Уход и переодевание более сложные — бритье, наложение макияжа, крепление одежды, привязка шнурков.
    • Плохая координация рук и глаз.
    • Трудность планирования и организации мыслей и задач.
    • Менее чувствителен к невербальным сигналам.
    • Легко расстроен.
    • Низкая самооценка.
    • Сложность сна.
    • Трудность отличает звуки от фонового шума.
    • Известный недостаток ритма при танцевании или тренировке.

    Социальные и сенсорные — индивидуумы с диспраксией могут быть чрезвычайно чувствительны к вкусу, свету, прикосновению и / или шуму. Возможно также отсутствие понимания потенциальных опасностей. Многие испытывают перепады настроения и проявляют неустойчивое поведение.

    Исследователи из Университета Болтона в Англии говорят, что часто существует тенденция воспринимать вещи буквально «(ребенок) может слушать, но не понимать».

    Причины диспраксии

    Ученые не знают, что вызывает диспраксию. Эксперты считают, что нервные клетки человека, которые контролируют мышцы (моторные нейроны), развиваются неправильно. Если моторные нейроны не могут образовать правильные соединения, по какой-либо причине мозг займет гораздо больше времени для обработки данных.

    Эксперты службы инвалидности и дислексии в Лондонском университете королевы Марии, США, говорят, что исследования показывают, что диспраксия может быть вызвана незрелостью развития нейронов в мозге, а не каким-либо конкретным повреждением головного мозга.

    В докладе Университета Халла в Англии говорится, что диспраксия «вероятно наследственная: несколько генов были замешаны». Часто в семье, которая так же затронута, много членов ».

    Лечение диспраксии

    Хотя диспраксия не излечима, с лечением, человек может улучшиться. Однако, чем раньше ребенок будет диагностирован, тем лучше будет их прогноз. Следующие специалисты чаще всего относятся к людям с диспраксией:

    Трудотерапия

    Профессиональный терапевт будет оценивать, как ребенок справляется с повседневными функциями как дома, так и в школе. Затем они помогут ребенку развить навыки, характерные для повседневной деятельности, которые они находят сложными.

      ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ (ОПТИЧЕСКАЯ АМНЗИЯ — НЕВР)

    Речевая и языковая терапия

    Патолог-речевой язык проведет оценку речи ребенка, а затем осуществит план лечения, чтобы помочь им более эффективно общаться.

    Перцептивное моторное обучение

    Это включает в себя улучшение языка ребенка, визуального, движения и слуховых навыков. Индивидуум ставит ряд задач, которые постепенно становятся более продвинутыми — цель состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку, чтобы они улучшались, но не настолько, что он становится расстраивающим или стрессовым.

    Костная терапия при диспраксии

    В исследовании, опубликованном в этой группе, команда ирландских, британских и шведских исследователей оценила влияние конной терапии (терапевтическая верховая езда) на группу из 40 детей в возрасте 6-15 лет с диспраксией.

    Дети участвовали в шести конных встречах продолжительностью 30 минут каждый, а также два 30-минутных сеанса аудиовизуального скрининга.

    Они обнаружили, что терапия для верховой езды стимулировала и улучшала параметры познания, настроения и походки участников. Авторы добавили, что «данные также указывают на потенциальную ценность аудиовизуального подхода к лошадиной терапии».

    Активная игра

    Эксперты говорят, что активная игра — любая игра, которая включает в себя физическую активность, которая может быть на улице или внутри дома, помогает улучшить двигательную активность. Игра — это способ, которым дети узнают об окружающей среде и о себе, и особенно для детей в возрасте 3-5 лет; это важная часть их обучения.

    Активная игра — это то, где физическое и эмоциональное обучение очень маленького ребенка, их развитие языка, их особое осознание, развитие того, что их чувства, все объединяются.

    Чем больше детей вовлечено в активную игру, тем лучше они смогут успешно взаимодействовать с другими детьми.

    Дошкольный период

    Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой:

    • пониженная концентрация внимания;
    • повышенная физическая активность;
    • проблемы с засыпанием;
    • неумение самостоятельно питаться;
    • нескоординированная походка.
    • В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector