Восстановление нейронных связей головного мозга

Чтобы восстановить нервные клетки, применяют разные методы, в том числе такие, как терапия стволовыми клетками, стимуляция естественного нейрогенеза лекарственными средствами. Разрушение мозговых структур происходит в результате гипоксически-ишемических процессов, интоксикаций, нейродегенеративных заболеваний, черепно-мозговых травм.

Повреждение мозгового вещества ассоциируется с нарушением функций мозга и соответственно деятельности всего организма. Речь идет о расстройствах двигательной, когнитивной и поведенческой сферы.

Чтобы восстановились нервные клетки, требуется не один год, что объясняет длительность реабилитации после перенесенного инсульта или травматического повреждения мозгового вещества.

Восстановление нейронных связей головного мозга

Характеристика нервной ткани

Механизм восстановления нервных клеток предусмотрен природой. Еще на стадии эмбриогенеза (внутриутробного развития плода) образуется большое число нейронов. Около 70% клеточных элементов мозгового вещества гибнет до рождения ребенка. Запрограммированная на генетическом уровне гибель части клеточных элементов мозгового вещества продолжается на протяжении всей жизни.

Пластичность тканей, образующих нервную систему, поддерживает компенсаторную функцию. Когда одни структурные единицы мозгового вещества погибают, другие берут на себя выполнение их функций.

В результате повышения активности оставшихся нейронов формируются новые синаптические связи, благодаря которым удается восстановить деятельность отделов головного мозга, отвечающих за такие функции, как движение, мышление, речь, память.

Наблюдение за пациентами, страдающими болезнью Паркинсона, показывает, что признаки заболевания (невозможность удерживать равновесие, неустойчивость, шаткость походки, тремор конечностей и головы) выраженно не проявляются пока не погибнет более 90% нейронов.

Из чего можно сделать вывод, что 1 нейрон способен брать на себя функции погибших 9 структурных единиц мозгового вещества.

Компенсаторные механизмы действуют в совокупности с механизмом естественной регенерации мозгового вещества, который получил название нейрогенез.

В ходе нейрогенеза организму удается самостоятельно восстанавливать нервные клетки, которые образуются в веществе головного мозга из стволовых клеточных элементов, как отражение процесса репарации живых тканей. Исследования подтверждают возможность миграции стволовых клеток-предшественниц нейронов от места образования в желудочковой системе до обонятельной луковицы.

Нейрогенез у взрослых

В процессе нейрогенеза происходит формирование новых клеточных элементов мозгового вещества. Нейрогенез – адаптивная функция, которая направлена на образование новых нейронов и восстановление функций головного мозга, нарушенных в результате повреждения нервной ткани. Нейрогенез отражает пластичность нейрональных структур. Факторы, стимулирующие нейрогенез:

  1. Обучение, усвоение нового материала.
  2. Благоприятная экологическая обстановка.
  3. Регулярные физические нагрузки.

Восстановление нейронных связей головного мозга

К неблагоприятным факторам, замедляющим нейрогенез, относятся стрессы, депрессивные расстройства, что связано с повышением концентрации стрессовых гормонов глюкокортикостероидов. У взрослых людей зоны нейрогенеза ограничены зубчатой извилиной в области гиппокампа и латеральными (находящимися дальше от срединной плоскости) стенками правого и левого мозговых желудочков.

На этих участках образуются клеточные элементы – предшественники нервной ткани, способные к самообновлению.

В процессе обновления клеток происходит дифференциация исходных стволовых клеточных элементов в основные типы клеток, образующих нервную систему.

Исследования показывают, на нейрогенез положительно влияют факторы – благоприятное микроокружение на нейрогенных участках и аккумуляция астроцитов.

С возрастом нейрогенез замедляется, что объясняет ухудшение когнитивных функций в пожилом возрасте.

Действие таблеток, улучшающих нейрогенез, направлено на стимуляцию метаболических процессов на клеточном уровне и трофики (питания) мозгового вещества.

К препаратам, стимулирующим нейрогенез, также относят антидепрессанты Сертралин, Флуоксетин, дофаминомиметик Прамипексол, которые способствуют увеличению концентрации нейромедиаторов серотонина и дофамина.

Особенности регенерации нервных клеток

Регенерация нейронов коркового слоя происходит посредством слияния нейронов с олигодендроцитами (вид клеток нейроглии). Олигодендроциты впервые описаны испанским нейробиологом П. дель Рио-Ортега. Эти клеточные элементы по-другому называются олигодендроглия, присутствуют исключительно в тканях центрального отдела нервной системы (структуры мозга – головного и спинного).

Большая часть клеточных элементов в мозговом веществе – нейроглия. Когда происходит повреждение участка мозга из глиальных клеток формируется рубцовая ткань, заполняющая пространство с погибшими нейронами.

Олигодендроциты образуют миелиновую оболочку, которая защищает волокно аксона от повреждений и улучшает передачу нервных импульсов.

В результате объединения нейрона и олигодендроцита формируется клеточный элемент с двумя ядрами разного типа, который получил название гетерокарион.

Восстановление нейронных связей головного мозга

Исследования показывают, что ядро олигодендроцита в рамках гетерокариона подвергается перепрограммированию.

Результатом процесса перепрограммирования становится ядро олигодендроцита, которое по структурно-морфологическим признакам неотличимо от ядра нейрона.

В частности, идентичными становятся такие характеристики, как размеры, форма, структура хроматина (нуклеопротеид, составляющий основу хромосом).

Преобразованные ядра олигодендроцитов экспрессируют (преобразуют наследственную генетическую информацию в функциональный продукт – белковое соединение или РНК) нейрональные маркеры, которые получили название NeuN и MAP2. Параллельно наблюдается увеличение скорости транскрипции (процесс продукции РНК на основе матрицы ДНК, перенос генетической информации с ДНК на РНК), как это происходит в ядрах нейронов.

По такому принципу происходит восстановление мозга. Завершение процесса перепрограммирования знаменуется формированием второго ядра нейрона, которое расширяет функциональные возможности клетки мозгового вещества. В результате происходит регенерация нервной ткани репаративного и физиологического характера, что подразумевает восстановление структуры и функций вещества мозга.

Стволовые клетки нейронального происхождения открыли в 1992 году, что обусловило изучение процессов регенерации мозга. Результатом исследований стало подтверждение способности нервной ткани к восстановлению. Процесс слияния нейрона и олигодендроцита прослеживается в ходе лазерного, конфокального и сканирующего микроскопического обследования.

Плазматическая мембрана, расположенная в центральной части двухъядерной клетки, растворяется, что приводит к слиянию. Ядро олигодендроцита в двухъядерной клетке постепенно становится идентичным ядру нейрона.

У нейронов самая большая скорость транскрипции, если сравнивать с другими клетками, образующими ткани организма.

В результате процесса массового объединения олигодендроцитов с нейронами происходит увеличение количества нейрональных геномов при сохранении количества нейронов.

Нейрональные геномы поддерживают нейрональные функции. При сохранении исходного количества нейронов и увеличении числа нейрональных геномов в рамках увеличения числа двухъядерных клеток суммарно возрастает функциональная способность нервной ткани.

Подобные механизмы компенсируют гибель нервных клеток в результате травматического повреждения или воздействия других разрушающих факторов (кислородная недостаточность, интоксикации).

Нормальный онтогенез (индивидуальное развитие организма) предполагает восстановление нейронов после перенесенных заболеваний.

Восстановление нейронных связей головного мозга

В результате слияния с олигодендроцитами сохраняются нейроны и образованные ими синаптические связи. Второе ядро клетки служит отправной точкой для образования новых синапсов, число которых может превышать тысячи. Один из методов восстановления мозгового вещества основан на применении кератинов – белковых соединений, которые входят в состав волос и ногтей.

Исследования проводились в США (штат Северная Каролина) в медицинской школе при университете Уэйк Форест (Wake Forest). Кератин стимулирует активность глиальных клеток, которые участвуют в регенерации мозгового вещества. В ходе эксперимента окончания поврежденного нерва соединили при помощи кератинового клея, что привело к их сращиванию и восстановлению функций.

Клеточная терапия

Клетки мозга восстанавливаются после травматического повреждения мозгового вещества при помощи клеточной терапии.

Методика подразумевает применение стволовых клеток, которые поддерживают факторы роста нервной ткани.

Стволовые клетки обеспечивают продукцию нейротрофинов (белки, поддерживающие жизнеспособность нейронов, обеспечивающие их развитие и активность), дифференцируются в нейроны и глиальные клетки.

Лекарства замедляют нейродегенеративные процессы, методы, восстанавливающие клетки головного мозга, применяют в комбинации с фармацевтическим лечением.

Травмы в области головы часто становятся причиной инвалидности или летального исхода. При черепно-мозговой травме повреждается вещество мозга и многочисленные отростки нейронов, которые находятся за пределами патологического очага.

Читайте также:  Блокада сердца 1 степени – что это такое, ab, причины, лечение, чем опасна

В результате частично или полностью повреждаются проводящие пути и синаптические связи.

Восстановление нейронных связей головного мозга

Чтобы восстановить нейронные связи головного мозга, применяют методики, направленные на стимуляцию репаративных процессов и усиление экспрессии ряда генов, например, таких как гены, отвечающие за нейротрофические факторы. Для восстановления клеток головного мозга проводят процедуры – трансплантацию фетальной (плодной) нервной ткани и терапию стволовыми клетками. Преимущества процедуры трансплантации:

  • Трансплантаты участвуют в анатомической реконструкции мозгового вещества.
  • Клетки трансплантатов образуют синаптические контакты с нейронами реципиента, что способствует восстановлению нейронных связей.
  • Клетки трансплантата продуцируют нейротрофины и факторы роста структурных единиц мозгового вещества.

Первые исследования в рамках трансплантации нервной ткани проводились с целью коррекции недостатка нейромедиаторов – дофамина, серотонина и других. Дефицит нейромедиаторов образуется как следствие нейродегенеративных заболеваний (например, болезнь Паркинсона) и травм в зоне головы.

Трансплантация стволовых структурных единиц мозгового вещества считается более эффективной процедурой из-за большей способности клеток-предшественниц нейронов к пролиферации и дифференцированию. В результате быстрее формируются устойчивые синаптические связи с нейронами реципиента.

Нейроны, составляющие основу головного мозга, восстанавливаются естественным образом в процессе нейрогенеза или при помощи современных технологий, которые стимулируют регенерацию мозгового вещества. Применение новейшик методик возможно только при строгом соблюдении рекомендаций врача.

Сроки и методы восстановления памяти после инсульта

Инсультом называют внезапное нарушение кровообращения, которое происходит в результате тромбоза или разрыва капилляров в головном мозге. Оно приводит к кислородному голоданию и гибели клеток (нейронов), следствием чего становится потеря памяти. Для ее восстановления человеку нужно пройти долгий путь медикаментозной и восстановительной терапии.

Человеческая память — это сложный психофизиологический процесс, который заключается в фиксации, сохранении и воспроизведении увиденной или услышанной когда-то информации.

Через органы зрения и слуха интересующие человека данные поступают из внешней среды в головной мозг. Для сохранения этой информации в определенных его участках формируются новые нейронные связи.

В тот момент, когда человеку требуется воспользоваться полученными знаниями, эти связи активизируются.

В процессе инсульта в головном мозге гибнут миллионы нейронов. Существовавшие между ними связи разрушаются. Таким образом пострадавший теряет память.

Погибшие нейронные связи «уносят» с собой горы информации, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

Характер нарушений памяти зависит от того, какие конкретно области мозга и в каком объеме затронул патологический процесс гибели нейронов.

Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет конкретные функции:

  1. Левое контролирует правую половину тела, отвечает за процесс познания и логическое мышление.
  2. Правое «управляет» левой половиной тела, отвечает за обработку визуальных образов, процесс познания, творческое мышление и эмоции.

Восстановление нейронных связей головного мозга

Полушария мозга работают в тандеме. Они сообщаются и дополняют друг друга. Во время инсульта гибнут нейроны одного или обоих полушарий. Подсчитать количество утраченных нейронных связей, «измерить линейкой» поврежденные области невозможно. По этой причине и предугадать, какие последствия будет иметь инсульт для человека, нельзя.

Одно можно сказать с полной уверенностью: поскольку оба полушария задействуют механизмы памяти (в когнитивной, творческой деятельности), при любом характере повреждений после инсульта она обязательно ухудшится. Больному потребуется как физическая, так и умственная реабилитация.

У всех нас есть 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная (или оперативная) отвечает за запоминание процессов, которые происходили в ближайший период времени, не ранее 20 секунд назад. Емкость кратковременной памяти — 4–5 объектов, которые человек способен удерживать в мозге в данный момент.

Долговременная память способствует сохранению информации, полученной сегодня утром, вчера, неделю, год, 10 и более лет назад. Она формируется на базе кратковременной памяти по мере того, как человек фокусирует свое внимание и несколько раз повторяет (заучивает) полученную информацию.

Утрата нейронных связей при инсульте обычно сказывается на обоих видах памяти. Нарушения могут выражаться в следующем:

Вербальная потеря памяти после инсульта
При ней пациент забывает имена близких людей, названия хорошо знакомых предметов и другие общеупотребительные слова. Больному становится тяжело общаться с окружающими. Он практически не усваивает поступающую извне информацию.

Нарушение визуальной памяти
Пострадавший не способен удерживать информацию, поступающую от органов зрения. Человек после инсульта не узнает родных, не может идентифицировать хорошо знакомые предметы, которые его окружают.

Утрата двигательных навыков
Пострадавший от инсульта может забыть, как выполнять элементарные действия: пользоваться ложкой, надевать штаны, чистить зубы, спускаться по лестнице.

Потеря эмоционально-образной памяти

Нервные клетки восстанавливаются. Петербургский невролог рассказал, как это происходит

Американские СМИ сообщили сегодня, что ученые нашли способ восстановления нервных клеток после повреждений, которые приводят к нарушению двигательных функций. Они проводили эксперименты на мышах.

О том, как может изменить жизнь человека с ограниченными возможностями физическая активность, «Доктору Питеру» рассказал Глеб Макшаков, заведующий отделением реабилитации Центра рассеянного склероза Городской больницы №31.

Американские ученые описали способность к регенерации нервных клеток и миелиновой оболочки, защищающей их, у пациентов после инсультов, травм головного мозга и таких заболеваний, как рассеянный склероз. Исследования на мышах показали, что их можно восстановить с помощью двигательной нагрузки. Об этом сообщает University of Colorado Anschutz Medical Campus.

Как физические нагрузки работают, восстанавливая нейронные связи и миелиновую оболочку у людей с рассеянным склерозом, «Доктору Питеру» рассказал Глеб Макшаков.

У животных симптомы исчезают насовсем. У людей — надолго

— Если говорить про полное исчезновение симптомов, вызванных разрушением миелиновых оболочек, окружающих нервные волокна, и самих нервов, отвечающих за передачу импульсов от мозга к органам и обратно, то, действительно, известно только исследование на животных.

Когда у мышей вызывают аутоиммунный энцефалит – заболевание, имитирующее рассеянный склероз, благодаря физической активности, которую им навязывают, неврологические симптомы полностью уходят.

У животных  регенерация нервной ткани, в том числе миелиновой оболочки, происходит так, что они восстанавливаются практически полностью. 

С людьми немного сложнее. При рассеянном склерозе миелин может восстанавливаться сам по себе. Когда нет активного воспаления в бляшках, происходит два постоянных процесса: и демиелинизации, и ремиелинизации.

Но проблема в том, что невозможно измерить миелин в голове живого человека. Базовое МРТ, которое проводится для диагностики РС, показывает нарушение сигнала, что говорит как о нарушении миелиновой оболочки, так и о повреждении самих нейронов.

Но есть исследования, которые называются «МРТ с переносом намагниченности». Они измеряют плотность фракции миелина (толщины миелиновой оболочки) и позволяют увидеть, насколько хорошо миелин покрывает нервное волокно.

Ничего нового нет в том, что при физической нагрузке у пациентов с рассеянным склерозом он восстанавливается – функциональные исследования это давно уже показали.

Читайте также:  Можно ли заниматься сексом при лечении уреаплазмы

Как мозг восстанавливает возможность двигаться?

Почему это происходит, тоже уже понятно: физическая, в том числе аэробная активность уменьшает уровень воспаления в голове, которое и действует разрушительно на нервную ткань — чем меньше воспаление, тем лучше себя чувствуют миелиновая оболочка и нейроны. А если человек ведет сидячий образ жизни, да еще курит, страдает диабетом, то воспаление у него выражено сильнее. 

С функциональным восстановлением сложнее: головной мозг построен по, так сказать, сетевому признаку. Один нервный центр в большей или меньшей степени отвечает за конкретную функцию, например, за движение руки или ноги. Ему для работы нужны другие центры. Основной центр с ними связан в процессе освоения моторных (двигательных) навыков человека.

То есть один участок коры связан с разными участками головного мозга. Когда человек, у которого эти структурные связи разрушены, проходит физическую реабилитацию, они восстанавливаются, поэтому он чувствует себя лучше. Но полностью симптомы могут уйти только у тех, у кого болезнь застали вовремя, когда у нейронных связей еще есть достаточный резерв.

 

Рассянный склероз — хроническое аутоиммунное заболевание, при котором поражается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга, что приводит к ограничению двигательных возможностей и другим проблемам, вплоть до инвалидизации.

На нашем отделении реабилитации мы видим у пациентов, которые недавно болеют и хорошо занимаются, существенный регресс симптомов. Иногда это происходит практически сразу.

Но те, у кого уже выражена инвалидизация и развились вторичные изменения (атрофия мышц, контрактура суставов), полностью восстановиться не могут, хотя функциональное состояние улучшается: они могут больше и дольше ходить, физическая выносливость растет. 

В больнице на Крестовском открылось первое в России отделение реабилитации для пациентов с РС

Чем и как заняться, чтобы оставаться «на ходу»

Чтобы достичь эффекта восстановления, физическая активность должна подбираться в зависимости от степени утраты функций пациента. Если он молод и у него нет двигательных ограничений, то физическая активность должна быть, как у здорового человека. Аэробная — 10 тысяч шагов в день (быстрая ходьба, бег) – ежедневно.

Интенсивная физическая нагрузка — 2-3 раза в неделю по 30-45 минут (чтобы не сильно утомляться): в зале, на спортплощадке, если сложно самому – с тренером. Возможны даже занятия с отягощением, силовые тренировки, если позволяет состояние.

Организовать ее можно по-разному, допустим, после работы пройтись пешком или без лифта подняться по лестнице, завести собаку и гулять с ней.

Если пациент инвалидизирован (больше 4 баллов по шкале EDSS), он мало ходит или прикован к инвалидному креслу, нужно, чтобы ему физическую активность порекомендовал квалифицированный специалист по реабилитации (физический терапевт, эрготерапевт или инструктор ЛФК).

 Это должны быть специальные адаптированные упражнения, которые пациент может выполнять дома. Кроме того, пациенту с ограниченными возможностями важно самостоятельно делать то, что обычный человек не воспринимает, как нагрузку.

Это чистка зубов, например, уборка по дому, приготовление еды, вставание, пересаживание с кресла на кровать или обратно. Для него это требует больше сил, чем для здорового, а значит, может считаться физической нагрузкой и способом держать нервную систему «в тонусе».

Поэтому важно, например, чтобы семья пациента поддерживала его самостоятельность и двигательную активность, не изолировала его в «золотой клетке» заботы. 

Для любого человека физическая нагрузка важна, а для страдающего РС ее важность переоценить трудно – если он не двигается, его состояние будет ухудшаться. Главное правило головного мозга: вы либо используете функцию, либо она у вас постепенно атрофируется. И еще: занятия должны быть постоянными.

Мы часто видим, как у нас в отделении реабилитации двигательные способности пациента улучшаются, а потом он приходит домой и перестает заниматься. Через полгода — откат назад, до того состояния, в котором он приходил на реабилитацию впервые.

Мотивировать пациента могут родственники, группы поддержки, ведение блога или дневника, в котором бы он рассказывал о своих успехах. Также помогают фитнесс-браслеты или трекеры.

© Доктор Питер

7 замечательных способов вырастить новые нейроны в любом возрасте

Нам часто говорят, что не стоит слишком нервничать, нервные клетки не восстанавливаются… Ну так вот, это распространенное утверждение весьма далеко от истины. Прочтя эту статью, вы узнаете несколько верных способов сохранить молодость мозга!

Многие люди почему-то считают, что нейроны, составляющие «серое вещество» нашего мозга, с возрастом начинают отмирать.

Что чем старше мы становимся, тем сильнее ускоряется этот процесс, и мы совершенно никак не можем его остановить, и уж тем более вернуть утраченные нейроны.

Однако это представление о нейронах не вполне верно, и знаете, почему? Да потому, что наш мозг способен создавать новые нейроны.

Нейрогенез (процесс создания новых нервных клеток) начинается еще до момента нашего рождения и не останавливается до самой смерти.

Одной из областей головного мозга, в которых он проходит особенно эффективно, является гиппокамп, играющий огромную роль в способности мозга к созданию краткосрочных и долгосрочных воспоминаний и усвоению новой информации (то есть обучению).

Как только мозг создает новые нейроны, они тут же присоединяются к нейронной сети, и вскоре их уже не отличить от тех клеток головного мозга, которые были в нем с самого начала.

Процесс создания мозгом новых нейронов оказывает позитивный эффект на внимание, память, способность к обучению и способность контролировать собственные эмоции.

Более того, мы вполне способны повлиять на этот процесс. Результаты недавних исследований указывают на то, что определенные занятия вполне способны ускорить процесс нейрогенеза и оздоровить ваш мозг в целом. Продолжайте читать, и вы узнаете о некоторых наиболее эффективных способах вырастить новые нейроны. Не упустите этой замечательной возможности!

1. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Игра на музыкальном инструменте, как ничто другое, подстегивает способность мозга к быстрому мышлению и усвоению новой информации. Для того, чтобы это сработало, вам вовсе не нужно становиться виртуозом и ездить с концертами по всей стране.

Важно то, что игра на любом музыкальном инструменте задействует области мозга, отвечающие за слух, прикосновения, движения, логику и анализ.

Все вышесказанное в сочетании с необходимостью выдерживать четкий ритм максимально загружает мозг, и, соответственно, способствует процессу обновления нейронов.

Обучение игры на музыкальном инструменте (неважно, каком именно) делает для мозга то же самое, что физические упражнения делают для вашего тела.

Если вы будете практиковаться в этом регулярно и на протяжении длительного времени, вы улучшите способности решения жизненных проблем, соединив логическую сторону мышления с креативностью (ведь занятия музыкой способствуют установлению нейронных связей между областями мозга, отвечающими за то и другое). А еще вы научитесь лучше обрабатывать поступающую информацию и запоминать ее большие объемы.

Читайте также:  Симптом матового стекла в легких: причины проявления и возможные последствия

Более того, когда дети учатся играть на музыкальных инструментах, это даже способно повысить их коэффициент умственного развития! Результаты исследования, проведенного на детях дошкольного возраста, обучавшихся игре на пианино, показали, что их коэффициент умственного развития оказался существенно выше, чем у детей, вовсе не занимавшихся музыкой.

Так что, сколько бы вам ни было лет, обогатите жизнь музыкой, и позвольте ей обновить ваш мозг!

2. Подкармливайте разум кислородом

Спортивная ходьба, бег трусцой на открытом воздухе, танцы, плавание и езда на велосипеде – отличные примеры аэробических упражнений. Это именно тот тип физических упражнений, который способен помочь мозгу в создании новых нейронов, особенно если вы хотите улучшить память и прочие когнитивные способности.

Эти упражнения улучшают кровоснабжение мозга и насыщают поступающую в него кровь кислородом, что сказывается на нем самым положительным образом. Но это не все! Аэробические упражнения также создают новые капилляры и укрепляют имеющиеся сосуды. Улучшение кровообращения помогает насыщению тканей мозга кислородом и питательными веществами, что способствует созданию им новых нейронов.

Результаты недавнего исследования, в котором участвовали люди, занимавшиеся регулярными аэробическими упражнениями на протяжении трех месяцев, показали, что это существенно улучшило насыщение кислородом областей головного мозга, которые наиболее теряют свои функции к старости. А еще участники исследования продемонстрировали лучшие результаты в тестах, оценивающих память, а сканирование их мозга показало, что количество нейронов в областях, отвечающих за память, существенно увеличилось.

3. Не сидите на месте – задействуйте ваши ноги

Некоторые из исследований показали, что бег (и даже ходьба) также способны подстегнуть выработку нейронов в областях, отвечающих за память и обучение.

Чем чаще вы задействуете ноги, тем больше новых нейронов производит ваш мозг. Другими словами, чем больше вы ходите, тем активнее проходит нейрогенез в областях мозга, отвечающих за обучение и память.

То, что это происходит, вполне естественно, так как когда мы куда-то идем, мозгу приходится постоянно изучать окружающую местность, а также оценивать и запоминать пройденный путь, чтобы вы не потерялись.

Ученые-нейробиологи утверждают, что, когда мы исследуем новые для нас территории и открываем новые вещи, это снижает риск заболеть болезнью Альцгеймера и улучшает память. А значит, если вы хотите помочь процессу нейрогенеза, отличный способ сделать это – начать регулярно ходить пешком. Меняйте ваш маршрут, изучите город и окрестности и удивите ваш мозг чем-то новеньким!

Если же вы на работе слишком много сидите, это, напротив замедляет процесс образования новых нейронов. Так, результаты исследований показывают, что у астронавтов, проводящих по несколько месяцев в невесомости, и у людей с ограниченной подвижностью скорость нейрогенеза может снижаться примерно на 70%. В подобных случаях хорошей альтернативой прогулкам может стать медитация.

Делайте это в течение 5 минут каждый день, чтобы настроить мозг на успех – согласно нейропсихологии

4. Ментальная гимнастика

Занятия медитацией, йогой, тай-ци, упражнениям по повышению осознанности и другими занятиями, укрепляющими как тело, так и разум, помогают лучше разобраться в естественном ходе ваших мыслей и шаблонах поведения, так как позволяют отстраниться от эмоций, затуманивающих ваш разум. Такие упражнения укрепляют задаче-ориентированную память, усиливают способность самостоятельного принятия решений, а также стимулируют множество областей мозга.

Так, если вы начнете каждый день заниматься медитациями, упражнениями на осознанность или, скажем, йогой, то уже через несколько месяцев поймете, что существенно «прокачали» нейронную сеть вашего мозга. Нейробиологи подтверждают тот факт, что эти занятия увеличивают количество нейронов в областях мозга, связанных с памятью и обработкой эмоций.

Кроме того, все эти упражнения помогают добиться правильного, глубокого дыхания, которое крайне полезно для мозга. Как мы уже упоминали выше, мозг с радостью возьмет столько кислорода, сколько вы его сможете ему дать!

5. Правильное питание

Как считают ученые, правильное питание невероятно важно для здоровья мозга – особенно же для него полезны жирные кислоты омега-3.

Они накапливаются и активно используются в областях мозга, отвечающих за память и обучение (гиппокампе и коре больших полушарий).

Проблема в том, что наш организм неспособен произвести их самостоятельно, и поэтому мы должны включить достаточное количество этих жирных кислот в свою диету.

Результаты многих исследований указывают на то, что употребление в пищу достаточного количества жирных кислот омега-3 не только замедляет смерть нейронов, но и ускоряет процесс нейрогенеза. К тому же эти кислоты улучшают ваше настроение. Когда их уровень в организме слишком низок, вы с большей вероятностью будете страдать от депрессии.

А еще важно удостовериться, что ваша диета включает достаточное количество продуктов, богатых волокнами и молочнокислыми бактериями, а также фруктов и овощей. Это поможет сохранить здоровье желудочно-кишечного тракта, создав здоровые условия для обитающих там микроорганизмов. Эти микроорганизмы настолько важны, что их порою называют нашим «вторым мозгом».

Исследования указывают на то, что здоровый желудочно-кишечный тракт способствует выработке организмом именно тех веществ, которые помогают мозгу выращивать новые нейроны. Так что постарайтесь включить в вашу диету достаточное количество важных жирных кислот и волокон, и ваш организм скажет вам «спасибо».

6. Напишите книгу

В 2018 году были опубликованы результаты исследования, в ходе которого ученые изучали возможности мозга профессиональных писателей. Эти результаты указывают на то, что мозг этих людей отличается большим количеством серого вещества (а, значит, и большим количество нейронов) в областях мозга, отвечающих за создание, организацию и анализ идей.

Другими словами, за все то, что нужно для того, чтобы написать хорошую книгу. Кроме того, креативные писатели также задействуют мозг в занятиях, укрепляющих их долгосрочную память.

7. Задействуйте свою креативную сторону!

Даже если у вас нет таланта к писательскому делу, вы можете заняться любым другим хобби, для которого нужна креативность. Рисование, любительский театр, лепка, шахматы – все эти занятия способны помочь мозгу в создании новых нейронов.

Креативность – одна из тех вещей, на которые мозг тратит больше всего энергии, и которые больше всего его стимулируют.

Мне нравится мысль о том, что написание этой статьи помогло моему мозгу создать несколько новых нейронов! И если, читая ее, вы прогуливались, или, к примеру, слушали музыку, то же самое произошло и с вами. Потрясающе, не так ли?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector